Парадокс игрового рынка: новые чипсеты ещё мощнее, а игры всё примитивнее
Компании всегда находятся в бесконечном поиске трендов и векторов развития. Последние несколько лет такой дорогой из жёлтых кирпичей стал гейминг. Однако тут есть парочка «но».
Если посмотрим на итоги 2021 года, то можно заметить очевидный факт: стагнируют или проседают все категории игр (компьютеры, консоли, игры в браузере), за исключением мобильных игр, предназначенных для смартфонов и планшетов.
Но все компании кровь из носа пытаются показать, как круто, модно и современно играть в игры. А аналитические компании выпускают отчеты, в которых рапортуют о феноменальном количестве геймеров: 3 из 4 американцев — энтузиасты гейминга, в России 74 млн геймеров и так далее.
Самое забавное в этой статистике то, что подавляющее количество приобщенных к категории поклонников видеоигр искренне даже не подозревают, что они геймеры. Если посмотрим на статистику самых популярных мобильных игр, то увидим Subway Surfers (бесконечный раннер), Ludo King, Candy Crush (шарики в ряд), Race Master 3D (гонки).
Все эти игры можно охарактеризовать как гиперказуальные, то есть в них можно поиграть пару минут в перерыве на работе или во время поездки в метро. К числу гиперказуальных, в принципе, можно отнести и стрелялки Call of Duty Mobile, Garena Free Fire и PUBG. Общая черта подобных игр заключается в зачастую простенькой графике, максимально упрощенном управлении и чисто номинальном сюжетном повествовании.
Упрощение гиперказуальных игр обусловлено стремлением сделать игровой процесс гладким даже на самом слабом железе. К сожалению, эта концепция прямо противоречит стратегии производителей железа, которые привыкли использовать нарратив о росте производительности и феноменальной реалистичности графики.
Хотя, будем откровенны, современные смартфоны и планшеты обладают избыточной производительностью, для которой даже нет настоящих задач, кроме стремительного перелистывания меню и игр типа «шарики в ряд». Чётче всего это осознали в Apple. Но и в Купертино, не придумав, какие такие возможности можно дать iPhone, просто воткнули мобильный процессор в ноутбук.
В этом плане остальные производители железа оказались в затруднительном положении, так как Microsoft, хоть и старается, пока что не предложила версию Windows, которая даст пользователю такой же комфортный уровень работы, как на привычных x86 процессорах.
Субботний кофе №208
Налейте чашку ароматного субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. Xiaomi представила свой флагман, Asus выпустит компактный смартфон, на конвейер поставят китайский «Москвич», а Renault показала необычный шоу-кар…
Тест Haval Jolion. Китаец для города
Haval Jolion — новый компактный кроссовер китайского автопроизводителя, который пришел на рынок в 2021 году, а его производство уже локализовано в России, под Тулой.
Старые смартфоны, которые все еще можно купить
Помните времена, когда кроме Android и iOS были и другие операционные системы для смартфонов? Лучше или хуже, но они предлагали альтернативу. И ее до сих пор можно выбрать, получив новый аппарат в коробочке…
Новое «железо» Arm Holding
Напомню концепцию работы рынка мобильного железа. Компания, называющаяся Arm Holding, занимается разработкой дизайнов новых мобильных процессоров и чипсетов на базе архитектуры ARM. Каждый год компания проводит презентацию, на которой показывает новинки. Такие компании, как Qualcomm, MediaTek, Samsung, впоследствии покупают лицензии на новые дизайны, дорабатывают и выпускают под своими торговыми марками – Snapdragon, Exynos. К слову, Apple тоже покупает лицензии у Arm Holding, но корпорация предпочитает самостоятельно разрабатывать дизайны.
В своей новой презентации Arm Holding сделала упор на гейминг, пообещав небывалую графическую производительность и даже трассировку лучей, как на картах Nvidia.
В прошлом году Arm представила первые чипсеты на архитектуре Armv9. Armv9 – это улучшение стандарта Armv8, который был с нами с 2011 года. Улучшения связаны с повышением безопасности, искусственным интеллектом и возможностями процессора обрабатывать изображения (важно для фотографий). Однако переход на новую архитектуру оказался не таким плавным, как хотелось бы. Так, тот же чипсет Snapdragon Gen 1 оказался чересчур прожорлив и горяч в сложных задачах.
Если подзабыли, то современные топовые чипсеты представляют собой набор ядер: 1 суперпроизводительное ядро, 3 высокопроизводительных ядра и 4 энергоэффективных ядра (последние смартфон должен использовать в базовых задачах).
Соответственно, новый дизайн, представленный Arm Holding, хвастается повышением энергоэффективности на 20% у трёх производительных Cortex-A715 ядер. У 4 энергоэффективных Cortex-A510 ядер потребление энергии снизили на 5%. Про самое мощное ядро Cortex-X3 сказали лишь, что пиковая производительность выросла на 25%.
Наиболее интересный момент: Arm Holding, глядя на Apple, подзуживаемая остальными участниками рынка, в нетерпении бьёт копытом, стремясь вывести ARM-процессоры в сегмент компьютеров и ноутбуков.
Так, на слайдах с производительностью компания подчеркивает, что новый чипсет аж на 34% мощнее, чем у последних популярных ноутбуков.
Также компания анонсировала новые дизайны. Напомню, мы привыкли, что у чипсета 8 ядер, которые нам продавали в разных конфигурациях: 4П (производительных) + 4Э (энергоэффективных), 2П + 6Э, 1СП (суперпроизводительное) + 3П + 4Э. Теперь же Arm Holding предлагает чипсеты с 12 ядрами, в которых 8СП + 4П +0Э, которые рассчитаны на стационарные компьютеры и ноутбуки (учитывая скромное потребление мобильных чипсетов, в ноутбуках энергоэффективные ядра не нужны).
Графическая составляющая, впрочем, тоже не осталась без внимания. И даже больше: новую GPU назвали Immortalis, то есть «бессмертная» (с латыни). Звучит, конечно, весело — Immortalis-G715, но, безусловно, впечатляет. А всего анонсировали три графики: флагманскую Immortalis-G715, среднепремиальный сегмент Mali-G715, ну а всем остальным достанется Mali-G615 GPU.
Очевидно, что Arm Holding не только целятся на смартфоны, но и подразумевают некие специализированные игровые приставки. В принципе, учитывая высокую энергоэффективность и производительность Arm-чипсетов, портативные игровые консоли имеют право на существование. Условный SteamDeck на Arm-чипсете мог бы работать в 2-4 раза дольше на одном заряде.
Итак, в новой флагманской графике целый набор инноваций.
Во-первых, графика теперь, по сути, полностью кастомизированная. Arm Holding говорит, что теперь в GPU может быть до 16 ядер. Добавьте сюда концепцию Apple, которая наращивает производительность, просто слепляя чипсеты вместе (упрощенно М1 Max – это 2 чипсета M1 Pro). Так что, если понадобится, можно будет сделать чипсеты с 32 графическими ядрами и больше.
Обзор флагмана Samsung Galaxy S22 (SM S901B/DS)
Компактный смартфон для звонков, мессенджеров. Отличная сборка и при этом сходство с iPhone 13 Pro во внешности, но совсем иные начинка и характер. Базовая модель новой линейки.
6 фактов о Honor MagicBook 16
Отличный ноутбук для любых целей: от набора текста и просмотра фильмов до редактирования видео и работы со звуком…
Рекламные плакаты 50‑х: про компьютеры и не только!
Новая порция рекламных постеров. Посмотрим, как в 50-е продавали компьютеры и табуляторы!
Во-вторых, трассировка лучей. Опять же, логично, что трассировка лучей нужна на больших экранах, а не на смартфонах, где рассмотреть блики света в луже вряд ли представляется возможным. Впрочем, вероятно, в Arm Holding так не считают, указывая, что инновация найдет применение в ААА-играх на смартфонах. Если вы тоже задумались, а какие ААА-игры есть на смартфонах, то, оказывается, вот: Genshin Impact, PUBG, Fortnite, Call of Duty и Honor of Kings.
Впрочем, конечно, демо смотрятся хорошо. Различия будут видны даже на крохотном экране. Ниже — ролик на 14 секунд:
Вероятно, новые возможности графики спровоцируют на новые высококлассные игры. Хотя кто их рискнет делать, большой вопрос. Индустрии нужен успешный пример ААА-игры, которая бы собрала кассу.
Третья технология — Variable Rate Shading. Её суть заключается в том, что графика в первую очередь рендерится там, где происходит действие и куда смотрит игрок. В то время как графика по краям экрана может быть более мутной и менее детализированной. Честно говоря, на предложенном скриншоте ничего рассмотреть толком не получается. Мутно и там и там. Хотя Arm говорит, что прирост FPS (кадров в секунду) может составлять до 40%.
Arm Holding указала, что эта технология будет использоваться на всех новых чипсетах. В принципе, всё логично. Флагманским и высокопроизводительным чипсетам не нужны подобные трюки. Они вполне справляются с рендерингом всего экрана.
К слову, видно, что Arm Holding решила стать драйвером развития игр. Так, на презентации отдельно подчеркнули, что компания работает с игровыми студиями, чтобы добиться лучшей производительности.
Заключение
Если верить слухам, то во второй половине 2023 года Qualcomm покажет что-то на рынке ноутбуков, что должно конкурировать с чипсетами М2 в макбуках.
У меня, к слову, наибольший интерес вызывает потенциальная возможность того, что новые ARM-ноутбуки могут работать на Linux. После того, как Valve запустила Steamdeck на Linux, который неплохо справляется с играми, дело остаётся лишь за тем, чтобы привлечь мамонтов типа Adobe. Впрочем, у Adobe может быть другой ответ. Известно, что компания активно разрабатывает web-версии Photoshop.
Реализацию новых дизайнов на рынке в соответствии с традициями нам покажет в декабре Qualcomm на ежегодном саммите. Скорее всего, первым смартфоном на новом чипсете окажется Xiaomi 13. Компании понравилось в конце декабря запускать новинки. Ну а в январе или феврале своим вариантом дизайна порадует Samsung, представив новую линейку Galaxy S. Хотя, если слухи правдивы, возможно, Samsung возьмет паузу, выпустив новое поколение флагманов на чипсетах от Qualcomm.